К статьям
Налоговый дайджест. Март 2024

1. Минэкономразвития хочет перевести на налоговый мониторинг максимум резидентов ОЭЗ

Для резидентов особых экономических зон с 2024 года упрощен[1] порядок входа в систему налогового мониторинга. Им не нужно соблюдать условия[2] перехода, предусмотренные для других налогоплательщиков.

Минэкономразвития планирует[3] перевести максимум резидентов особых экономических зон на налоговый мониторинг.


Для того, чтобы подключиться к налоговому мониторингу резидентам необходимо до 1 июля подготовить дорожную карту по подготовке и переходу на новый формат информационного взаимодействия. До 1 сентября предоставить в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. До 1 ноября текущего года налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. При положительном решении налоговый мониторинг в отношении компании начинается с 1 января следующего года.

2. Налоговики представили обзор позиций высших судов за IV квартал 2023 года



ФНС подготовила обзор[4] налоговых позиций КС РФ и ВС РФ:

1.1.     Ставка 0 процентов по НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых применяется именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.


СКЭС ВС РФ исследуя буквальную трактовку нормы[5] указала[6] на возможность использования рассматриваемой льготы в соответствии с типом разрабатываемых налогоплательщиком месторождений, в отношении которых запасы полезных ископаемых в прошлом были списаны
Надо отметить, что законодатель в итоге откорректировал[7] льготную норму с 1 апреля 2024 года и исключил слова «или ранее списанных». Такое изменение с 1 апреля 2024 года делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов).

 
1.2.     Рентный коэффициент в значении 1, установленный в отношении концентрата, содержащего золото, подлежит применению ко всему полезному ископаемому (концентрату), независимо от того, какое количество золота в нем содержится.


СКЭС РФ, поддержав налогоплательщика, отметила[8], что ограничений по применению налоговых ставок и рентного коэффициента Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Предложенный налоговым органом и поддержанный нижестоящими судами подход, состоящий в необходимости более широкой дифференциации условий налогообложения плательщиков НДПИ за счет применения различных налоговых ставок и значений рентного коэффициента к отдельным драгоценным металлам в зависимости от степени содержания золота в концентрате, не основан на законе.

 
1.3.     Определяющим для целей исчисления НДФЛ в части применения льготного срока при продаже недвижимости, установленного субъектов РФ, является место регистрации физлица, а не адрес объекта.
ВС РФ не поддержал[9] собственника объекта недвижимости, отметив, что для целей исчисления НДФЛ определяющим является место постановки на учет налогоплательщика, а не местонахождение его имущества, при этом приоритетным местом постановки физического лица на учет в налоговом органе является его место жительства, поскольку общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства. При этом льготный предельный срок владения объектом недвижимого имущества применяется к НДФЛ, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджеты входящих в него муниципальных образований, установивший такой льготный срок.
1.4.     Определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при исчислении НДФЛ от продажи недвижимого имущества или получения его в дар (в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения) возможно только при условии наличия сведений об их кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности.
Судебная коллегия по административным делам РФ поддержала[10] налогоплательщика, отметив, что отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН является препятствием для ее применения в целях налогообложения. При отсутствии сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, что следует из разъяснений[11] Президиума ВС РФ.
Таким образом, поскольку отсутствовали сведения о кадастровой (рыночной) стоимости объектов недвижимости, налоговому органу следовало при определении размера НДФЛ, подлежащего уплате гражданином от дохода, полученного в порядке дарения, исходить из их инвентаризационной стоимости.
1.5.     Если юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения, это означает, что у административного органа имеются основания для его привлечения к административной ответственности, наряду с привлечением к ответственности должностного лица.
Фабула дела: Общество осуществило платежи в пользу иностранного гражданин
минуя банковский счет в уполномоченном банке, т.е. совершило незаконные валютные операции. Общество привлекли к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, несмотря на то, что ранее на основании тех же фактических обстоятельств был признан виновным генеральный директор общества.
СКЭС ВС РФ подержала[12] позицию контролирующий орган, так как по смыслу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, в настоящее время юридическое лицо не подлежит административной ответственности только в отсутствие вины, что для юридического лица означает, им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

3. Реализация товаров через электронные площадки будет облагаться НДС

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект[13], предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части уточнения порядка налогообложения при реализации товаров через электронные торговые площадки.
Законопроектом предлагается установить, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки будет признаваться Россия, если товар в момент получения его покупателем – физлицом, не являющимся ИП, находится на территории РФ. А значит, продажа таких товаров будет облагаться[14] НДС.
Предполагается, что вышеуказанные нормы будут распространяться на ИП государств – членов ЕАЭС (кроме РФ), в том числе на предпринимателей, являющихся налоговыми агентами, с 1 января 2025 года.

4. ФНС России ужесточает контроль за крупными налоговыми должниками

Федеральная налоговая служба в целях контроля за своевременностью, полнотой и эффективностью применения проектных мер взыскания в отношении крупнейших должников поручила[15] УФНС России по субъектам Российской Федерации, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и МИ ФНС России по управлению долгом ежемесячно представлять информацию:

  • о налогоплательщиках, имеющих задолженность свыше 50 млн. рублей;
  • об организации работы по обращению взыскания на дебиторскую задолженность;
  • о результатах работы по контролю за исполнением банками обязанностей, установленных НК РФ.

Кроме того, ФНС указала оперативно представлять ей информацию в случае возникновений следующих событий:

  • об обжаловании решений об аресте имущества налогоплательщика и решений о применении обеспечительных мер;
  • о выявленных фактах недобросовестности налогоплательщиков,
  • о проблемах бизнеса, возникающих в связи со складывающейся экономической ситуацией в стране, относящихся к компетенции налоговых органов.

Последнее актуально только для Северо-Западного федерального округа.
Усиление контроля может свидетельствовать о стремлении государства максимизировать налоговые поступления.

5. Отменено двухлетнее ограничение на назначение ТЦО-проверок

Президент РФ подписал федеральный закон[16], который вносит изменения в абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ, касающийся порядка назначения ТЦО-проверок.
ТЦО-проверки проводятся на основании решения ФНС России и, по общему правилу, могут затрагивать контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. При этом изначально абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ предусматривал дополнительное ограничение, согласно которому решение о проведении ТЦО-проверки могло быть вынесено не позднее 2 лет со дня получения налоговым органом уведомления о контролируемой сделке.
С 26.03.2024 данное двухлетнее ограничение отменяется.
Ранее Минфин России достаточно широко толковал двухлетнее ограничение применительно к тем случаям, когда налогоплательщики представляли уточненные уведомления о контролируемых сделках.

Так, по мнению Минфина России[17], поскольку уточненное уведомление о контролируемых сделках заменяет первоначально представленное, подача уточненного уведомления фактически заново запускает течение двухлетнего ограничительного срока на назначение ТЦО-проверки. Значимость изменений, вносимых уточненным уведомлением по сравнению с первоначальным, не имеет значения.

Конституционный суд признал[18] неконституционными положения абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в толковании, применяемом Минфином России.
Несмотря на то, что теперь подача уточненных уведомлений вовсе не влияет на порядок назначения проверок, что можно расценить как благоприятное изменение, Закон 39-ФЗ в целом скорее ухудшает положение налогоплательщиков. Единственным ограничителем при назначении и проведении ТЦО-проверки теперь будет ее глубина, а именно 3 календарных года[19], предшествующих году ее назначения.

6. Минфин упростит подтверждение нулевой ставки по НДС

Такой законопроект одобрен[20] на заседании Правительства РФ. Документ разработан в рамках «дорожной карты» реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» и «Экспорт товаров и услуг». 
В налоговые органы будет представляться реестр сведений из перевозочных документов при оказании транспортно-экспедиционных услуг, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом. 

Представлять копии документов с отметками таможенных органов больше не потребуется.


Также упрощается процедура подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС на услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки товаров на автомобиле. Так, предлагается исключить требования о наличии отметок таможенных органов на сопроводительных документах. Согласно тексту законопроекта изменения планируются с 1 апреля 2025 года.

7 Новую налоговую систему в России внедрят не ранее 1 января 2025 года

С инициативой о «более справедливом» распределении налогового бремени как между физлицами, так и между компаниями выступил[21] президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию.

Согласно источникам[22] Минфин ведет эту работу уже с конца прошлого года, Изменения в НК можно разбить на несколько групп. Первая касается работы над системой НДФЛ, в частности введения дополнительных ставок в прогрессивной шкале подоходного налога. На данный момент нет готового решения, как именно усовершенствуют НДФЛ, рассматриваются разные варианты. Но снижения начальной ставки в 13% среди них нет. Вторая группа касается налога на прибыль. По сути, речь идет о повышении этого сбора, говорят источники. Конкретную величину они также не назвали. Третий блок изменений – это налоговые льготы. Как по НДФЛ – их смогут получить граждане с более низкими доходами, – так и по налогу на прибыль – компании смогут претендовать на них в случае, если осуществляют капвложения.

Законодательные инициативы по дифференциации налогообложения, о которой говорил президент, уже подготовлены и будут представлены в правительство в этом году, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Их проработка будет вестись совместно с законодателями и бизнесом, добавил он..
В случае, если изменения будут проработаны, вступят[23] они не ранее 1 января 2025 года.

7 Новую налоговую систему в России внедрят не ранее 1 января 2025 года

1.1.     Необоснованная налоговая выгода
ВС РФ собрал[24] обзор практики судов, которые, в частности, поспособствуют единообразному применению ст. 54.1 НК РФ. Перечислим некоторые из них:

  • неблагоприятные последствия неисполнения налоговой обязанности другими участниками оборота не могут быть возложены на налогоплательщика, который не знал и не должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях. При оценке того, проявил ли налогоплательщик надлежащую осмотрительность при выборе контрагента, нужно принимать во внимание значимость и особенности сделки для налогоплательщика с учетом характера и объемов его деятельности;
  • покупатель не вправе применять вычеты НДС, если участвовал в согласованных с иными лицами действиях для неправомерного уменьшения последними налоговой обязанности;
  • наличие у налогоплательщика счетов-фактур и иных первичных учетных документов не является безусловным подтверждением его права на вычет НДС и на учет расходов, если эти документы не подтверждают реальность хозяйственных операций;
  • право на вычет НДС и право на учет расходов по налогу на прибыль налогоплательщик может реализовать, если представит документы, которые позволяют установить лицо, осуществившее фактическое исполнение по сделке.

1.2.     Дробление бизнеса
Ряд взаимозависимых компаний учредили незадолго до расширения производства и увеличения штата. По мнению налоговой инспекции, организации являлись одним предприятием. АС Северо-Западного округа инспекцию не поддержал[25]. Он в том числе отметил: в споре о применении схемы дробления бизнеса нужно установить не только взаимозависимость лиц. 

Важно также выявить факты искусственного разделения единого процесса (производственного, хозяйственного, управленческого) на отдельные части и их формальное отнесение на взаимозависимых лиц Виды их деятельности не совпадали, у них было разное имущество для работы, персонал не перераспределяли
 

1.3.     Смягчающие обстоятельства
Инспекция оштрафовала организацию за неуплату налога по итогам камеральной проверки декларации по НДС. Та не согласилась с размером штрафа и попросила суд уменьшить его в 16 раз. Смягчающими обстоятельствами налогоплательщик назвал тяжелую макроэкономическую обстановку, тяжелое положение общества, уплату недоимки, благотворительность и поддержку некоммерческих организаций.
Тяжелое финансовое положение подтверждали:

  • введение процедуры наблюдения по заявлению ИФНС, долг перед кредиторами более 1 млрд руб.;
  • значительное снижение чистой прибыли, а позже получение убытков;
  • кризис отрасли и отказ потребителей от прежних объемов поставок;
  • расчет ряда обязательств в зависимости от ключевой ставки, которая выросла;
  • увеличение кредитного бремени из-за курсовых разниц при росте курса доллара США.

Организация добровольно уплатила недоимку и пени по проверке, сама скорректировала свои вычеты по НДС по сделкам с проблемными контрагентами.
Суд исследовал эти обстоятельства и уменьшил[26] штраф в 4 раза.

9. Минфин изменил позицию: долг исключенного из ЕГРЮЛ лица признают безнадежным для целей налогообложения

Инспекция вправе исключить юрлицо из ЕГРЮЛ в таких случаях:

  • организацию нельзя ликвидировать из-за того, что нет средств на такую процедуру и расходы невозможно возложить на учредителей (участников);

  • в ЕГРЮЛ есть сведения, по которым внесли запись об их недостоверности, в течение более 6 месяцев с момента внесения такой записи.

В 2019 и 2021[27] годах Минфин не разрешал учитывать дебиторскую задолженность таких лиц в налоговых расходах, указывая на тот факт, что исключенные из ЕГРЮЛ по вышеперечисленным основаниям не относятся к недействующим юридическим лицам, а соответственно их исключение не является ликвидацией.
В силу вступивших с 13 ноября 2023 года изменений[28] Минфин откорректировал свою позицию[29]: если контрагента исключают из ЕГРЮЛ по таким основаниям, то налогоплательщик вправе признать дебиторскую задолженность безнадежной по основанию ликвидации и включить ее во внереализационные расходы. Такой долг можно признать безнадежным и по иным основаниям из НК РФ.

10. Продавцов серебряных украшений вернут на спецрежимы

Напомним, с 2023 года производителям и продавцам ювелирных изделий и драгоценных металлов из числа малых и средних предпринимателей (МСП) запретили применять упрощенную систему налогообложения (УСН) и патентную систему налогообложения (ПСН). Такое правило ввели после принятия Федерального закона от 9 марта 2022 года N 47-ФЗ. Документ освободил продажу банками драгоценных металлов в слитках физлицам от НДС. Одновременно с этим, чтобы стимулировать покупку драгметаллов именно физлицами, а не предпринимателями, для "ювелирки" отменили УСН и ПСН.
Подготовленные поправки[30] по факту возвращают прежний порядок уплаты налогов. Правда, не для всех, а только для производителей и продавцов ювелирных изделий из серебра. Как отмечается в пояснении, "с учетом низкой стоимости серебра по сравнению с другими драгметаллами налоговые риски в виде уклонения от налогообложения путем "дробления" бизнеса при применении льготных режимов незначительны".

Согласно тексту законопроекта тем организациям и ИП, которые изъявят желание перейти на УСН с 1 января 2024, необходимо будет уведомить налоговый орган о своем переходе до 31 марта 2024 года. Право применять патент и автоматизированный УСН (АУСН) предполагается предоставить с 1 января 2025 года"

11. Кабмин предложил повысить порог ущерба по налоговым преступлениям

Госдума в 2024 году продолжит рассмотрение законопроекта, внесенного в апреле 2023 года.
Напомним, кабмин предложил поправки к проекту закона о повышении порога ущерба при экономических преступлениях. Правительство предлагает нарастить на 25% порог ущерба по налоговым преступлениям.
По статьям 199 и 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента) УК РФ Правительство РФ предлагает повысить пороги с 15 млн до 18,75 млн руб. (крупный размер) и с 45 млн до 56,25 млн руб. (особо крупный).
В статье 199.3 (уклонение страхователя-физлица от уплаты взносов) УК РФ Правительство РФ предлагает поднять планку с 1,8 млн до 2,25 млн руб. (крупный размер) и с 9 млн до 11,250 млн руб. (особо крупный).
В случае уклонения страхователя-организации (ст. 199.4 УК РФ) крупный и особо крупный размеры ущерба хотят повысить с 6 млн до 7,5 млн руб. и с 30 млн до 37,5 млн руб.
Также в статье 159 УК РФ (мошенничество) значительным ущербом правительство предлагает признавать ущерб в сумме не менее 250 тыс. руб. (сейчас — не менее 10 тыс. руб.). Планку крупного размера имущества предлагается повысить с 3 млн до 4,5 млн руб., а особо крупного размера — с 12 млн до 18 млн руб.
Предусматривается также декриминализация незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением крупного и особо крупного дохода (часть первая и пункт "б" части второй статьи 171).




[1] ст. 1, Федеральный закон от 02.11.2023 N 522-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 105.26 части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

[2] п. 3 ст. 105.26 НК РФ

[3]https://www.economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_planiruet_perevesti_maksimum_rezidentov_...

[4] <Письмо> ФНС России от 19.02.2024 N БВ-4-7/1786@

[5] пп. 4 п. 1 ст. 342 НК РФ

[6] Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25.10.2023 N 306-ЭС23-184 по делу N А57-22856/2021

[7] ст. 2, Федеральный закон от 31.07.2023 N 389-ФЗ

[8] Определении Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2023 N 309-ЭС23-17431 по делу NА60-42662/2022

[9] Решении Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2023 по делу N АКПИ23-924

[10] Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2023 N 46-КАД23-17-К6 по делу N 2а-3612/2022

[11] пункт 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.10.2015

[12] Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2023 N 309-ЭС23-14677 по делу N А34-4066/2022

[13] https://sozd.duma.gov.ru/bill/564179-8

[14] подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ

[15] <Письмо> ФНС России от 11.01.2024 N Д-5-08/3@

[16] Федеральный закон от 26.02.2024 N 39-ФЗ

[17] Письмо от 20.02.2017 № 03-12-11/1/9967

[18] Постановление Конституционного Суда РФ № 41-П от 14.07.2023

[19] абз. 1 п. 5 ст. 105.17 НК РФ

[20] https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38875-dokumentalnoe_podtverzhdenie_nulevoi_stavki_nds_up...

[21] http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/73585

[22] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/03/05/1023671-v-pravitelstve-gotovyat-izmeneniya-v-... , https://www.rbc.ru/economics/05/03/2024/65e658d69a794781eedd3556?utm_source=vk&amp;utm_medium=so...

[23] п. 2 ст. 5 НК РФ

[24] "Обзор практики применения арбитражными судами положений законодательства о налогах и сборах, связанных с оценкой обоснованности налоговой выгоды" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)

[25] Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.12.2023 N Ф07-17996/2023 по делу N А56-4952/2023

[26] Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.12.2023 N Ф05-34406/2022 по делу N А40-155132/2021

[27] Письмо Минфина России от 24.10.2019 N 03-03-06/1/81781, Письмо Минфина России от 15.01.2021 N 03-03-06/1/1525

[28] Федеральный закон от 02.11.2023 N 519-ФЗ

[29] Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 03-03-06/1/6337

[30] https://sozd.duma.gov.ru/bill/566544-8