Для резидентов особых экономических зон с 2024 года упрощен[1] порядок входа в систему налогового мониторинга. Им не нужно соблюдать условия[2] перехода, предусмотренные для других налогоплательщиков.
1.1. Ставка 0 процентов по НДПИ при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых применяется именно к извлекаемым запасам, поставленным на государственный баланс, в пределах объемов ранее списанных запасов.
СКЭС ВС РФ исследуя буквальную трактовку нормы[5] указала[6] на возможность использования рассматриваемой льготы в соответствии с типом разрабатываемых налогоплательщиком месторождений, в отношении которых запасы полезных ископаемых в прошлом были списаны
Надо отметить, что законодатель в итоге откорректировал[7] льготную норму с 1 апреля 2024 года и исключил слова «или ранее списанных». Такое изменение с 1 апреля 2024 года делает заведомо невозможным применение нулевой ставки НДПИ теми недропользователями, которые имеют намерение вернуться к разработке старых залежей (ранее списанных запасов).
1.2. Рентный коэффициент в значении 1, установленный в отношении концентрата, содержащего золото, подлежит применению ко всему полезному ископаемому (концентрату), независимо от того, какое количество золота в нем содержится.
СКЭС РФ, поддержав налогоплательщика, отметила[8], что ограничений по применению налоговых ставок и рентного коэффициента Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Предложенный налоговым органом и поддержанный нижестоящими судами подход, состоящий в необходимости более широкой дифференциации условий налогообложения плательщиков НДПИ за счет применения различных налоговых ставок и значений рентного коэффициента к отдельным драгоценным металлам в зависимости от степени содержания золота в концентрате, не основан на законе.
1.3. Определяющим для целей исчисления НДФЛ в части применения льготного срока при продаже недвижимости, установленного субъектов РФ, является место регистрации физлица, а не адрес объекта.
ВС РФ не поддержал[9] собственника объекта недвижимости, отметив, что для целей исчисления НДФЛ определяющим является место постановки на учет налогоплательщика, а не местонахождение его имущества, при этом приоритетным местом постановки физического лица на учет в налоговом органе является его место жительства, поскольку общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, уплачивается по месту жительства. При этом льготный предельный срок владения объектом недвижимого имущества применяется к НДФЛ, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации и бюджеты входящих в него муниципальных образований, установивший такой льготный срок.
1.4. Определение налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости при исчислении НДФЛ от продажи недвижимого имущества или получения его в дар (в тех случаях, когда такие доходы не освобождены от налогообложения) возможно только при условии наличия сведений об их кадастровой стоимости в Едином государственном реестре недвижимости на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности.
Судебная коллегия по административным делам РФ поддержала[10] налогоплательщика, отметив, что отсутствие сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН является препятствием для ее применения в целях налогообложения. При отсутствии сведений о кадастровой стоимости имущества не исключается право гражданина использовать сведения об инвентаризационной стоимости недвижимости, что следует из разъяснений[11] Президиума ВС РФ.
Таким образом, поскольку отсутствовали сведения о кадастровой (рыночной) стоимости объектов недвижимости, налоговому органу следовало при определении размера НДФЛ, подлежащего уплате гражданином от дохода, полученного в порядке дарения, исходить из их инвентаризационной стоимости.
1.5. Если юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, при наличии у него возможности для их соблюдения, это означает, что у административного органа имеются основания для его привлечения к административной ответственности, наряду с привлечением к ответственности должностного лица.
Фабула дела: Общество осуществило платежи в пользу иностранного гражданин
минуя банковский счет в уполномоченном банке, т.е. совершило незаконные валютные операции. Общество привлекли к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, несмотря на то, что ранее на основании тех же фактических обстоятельств был признан виновным генеральный директор общества.
СКЭС ВС РФ подержала[12] позицию контролирующий орган, так как по смыслу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ, в настоящее время юридическое лицо не подлежит административной ответственности только в отсутствие вины, что для юридического лица означает, им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект[13], предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части уточнения порядка налогообложения при реализации товаров через электронные торговые площадки.
Законопроектом предлагается установить, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки будет признаваться Россия, если товар в момент получения его покупателем – физлицом, не являющимся ИП, находится на территории РФ. А значит, продажа таких товаров будет облагаться[14] НДС.
Предполагается, что вышеуказанные нормы будут распространяться на ИП государств – членов ЕАЭС (кроме РФ), в том числе на предпринимателей, являющихся налоговыми агентами, с 1 января 2025 года.
Федеральная налоговая служба в целях контроля за своевременностью, полнотой и эффективностью применения проектных мер взыскания в отношении крупнейших должников поручила[15] УФНС России по субъектам Российской Федерации, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и МИ ФНС России по управлению долгом ежемесячно представлять информацию:
Кроме того, ФНС указала оперативно представлять ей информацию в случае возникновений следующих событий:
Последнее актуально только для Северо-Западного федерального округа.
Усиление контроля может свидетельствовать о стремлении государства максимизировать налоговые поступления.
Президент РФ подписал федеральный закон[16], который вносит изменения в абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ, касающийся порядка назначения ТЦО-проверок.
ТЦО-проверки проводятся на основании решения ФНС России и, по общему правилу, могут затрагивать контролируемые сделки, совершенные в период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором назначена проверка. При этом изначально абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ предусматривал дополнительное ограничение, согласно которому решение о проведении ТЦО-проверки могло быть вынесено не позднее 2 лет со дня получения налоговым органом уведомления о контролируемой сделке.
С 26.03.2024 данное двухлетнее ограничение отменяется.
Ранее Минфин России достаточно широко толковал двухлетнее ограничение применительно к тем случаям, когда налогоплательщики представляли уточненные уведомления о контролируемых сделках.
Конституционный суд признал[18] неконституционными положения абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК РФ в толковании, применяемом Минфином России.
Несмотря на то, что теперь подача уточненных уведомлений вовсе не влияет на порядок назначения проверок, что можно расценить как благоприятное изменение, Закон 39-ФЗ в целом скорее ухудшает положение налогоплательщиков. Единственным ограничителем при назначении и проведении ТЦО-проверки теперь будет ее глубина, а именно 3 календарных года[19], предшествующих году ее назначения.
Такой законопроект одобрен[20] на заседании Правительства РФ. Документ разработан в рамках «дорожной карты» реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» и «Экспорт товаров и услуг».
В налоговые органы будет представляться реестр сведений из перевозочных документов при оказании транспортно-экспедиционных услуг, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также при международной перевозке товаров железнодорожным транспортом.
Также упрощается процедура подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС на услуги по международной перевозке товаров и транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки товаров на автомобиле. Так, предлагается исключить требования о наличии отметок таможенных органов на сопроводительных документах. Согласно тексту законопроекта изменения планируются с 1 апреля 2025 года.
С инициативой о «более справедливом» распределении налогового бремени как между физлицами, так и между компаниями выступил[21] президент России Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию.
Согласно источникам[22] Минфин ведет эту работу уже с конца прошлого года, Изменения в НК можно разбить на несколько групп. Первая касается работы над системой НДФЛ, в частности введения дополнительных ставок в прогрессивной шкале подоходного налога. На данный момент нет готового решения, как именно усовершенствуют НДФЛ, рассматриваются разные варианты. Но снижения начальной ставки в 13% среди них нет. Вторая группа касается налога на прибыль. По сути, речь идет о повышении этого сбора, говорят источники. Конкретную величину они также не назвали. Третий блок изменений – это налоговые льготы. Как по НДФЛ – их смогут получить граждане с более низкими доходами, – так и по налогу на прибыль – компании смогут претендовать на них в случае, если осуществляют капвложения.
Законодательные инициативы по дифференциации налогообложения, о которой говорил президент, уже подготовлены и будут представлены в правительство в этом году, заявил глава Минфина Антон Силуанов. Их проработка будет вестись совместно с законодателями и бизнесом, добавил он..
В случае, если изменения будут проработаны, вступят[23] они не ранее 1 января 2025 года.
1.1. Необоснованная налоговая выгода
ВС РФ собрал[24] обзор практики судов, которые, в частности, поспособствуют единообразному применению ст. 54.1 НК РФ. Перечислим некоторые из них:
1.2. Дробление бизнеса
Ряд взаимозависимых компаний учредили незадолго до расширения производства и увеличения штата. По мнению налоговой инспекции, организации являлись одним предприятием. АС Северо-Западного округа инспекцию не поддержал[25]. Он в том числе отметил: в споре о применении схемы дробления бизнеса нужно установить не только взаимозависимость лиц.
1.3. Смягчающие обстоятельства
Инспекция оштрафовала организацию за неуплату налога по итогам камеральной проверки декларации по НДС. Та не согласилась с размером штрафа и попросила суд уменьшить его в 16 раз. Смягчающими обстоятельствами налогоплательщик назвал тяжелую макроэкономическую обстановку, тяжелое положение общества, уплату недоимки, благотворительность и поддержку некоммерческих организаций.
Тяжелое финансовое положение подтверждали:
Инспекция вправе исключить юрлицо из ЕГРЮЛ в таких случаях:
организацию нельзя ликвидировать из-за того, что нет средств на такую процедуру и расходы невозможно возложить на учредителей (участников);
В 2019 и 2021[27] годах Минфин не разрешал учитывать дебиторскую задолженность таких лиц в налоговых расходах, указывая на тот факт, что исключенные из ЕГРЮЛ по вышеперечисленным основаниям не относятся к недействующим юридическим лицам, а соответственно их исключение не является ликвидацией.
В силу вступивших с 13 ноября 2023 года изменений[28] Минфин откорректировал свою позицию[29]: если контрагента исключают из ЕГРЮЛ по таким основаниям, то налогоплательщик вправе признать дебиторскую задолженность безнадежной по основанию ликвидации и включить ее во внереализационные расходы. Такой долг можно признать безнадежным и по иным основаниям из НК РФ.
Напомним, с 2023 года производителям и продавцам ювелирных изделий и драгоценных металлов из числа малых и средних предпринимателей (МСП) запретили применять упрощенную систему налогообложения (УСН) и патентную систему налогообложения (ПСН). Такое правило ввели после принятия Федерального закона от 9 марта 2022 года N 47-ФЗ. Документ освободил продажу банками драгоценных металлов в слитках физлицам от НДС. Одновременно с этим, чтобы стимулировать покупку драгметаллов именно физлицами, а не предпринимателями, для "ювелирки" отменили УСН и ПСН.
Подготовленные поправки[30] по факту возвращают прежний порядок уплаты налогов. Правда, не для всех, а только для производителей и продавцов ювелирных изделий из серебра. Как отмечается в пояснении, "с учетом низкой стоимости серебра по сравнению с другими драгметаллами налоговые риски в виде уклонения от налогообложения путем "дробления" бизнеса при применении льготных режимов незначительны".
Согласно тексту законопроекта тем организациям и ИП, которые изъявят желание перейти на УСН с 1 января 2024, необходимо будет уведомить налоговый орган о своем переходе до 31 марта 2024 года. Право применять патент и автоматизированный УСН (АУСН) предполагается предоставить с 1 января 2025 года"
Госдума в 2024 году продолжит рассмотрение законопроекта, внесенного в апреле 2023 года.
Напомним, кабмин предложил поправки к проекту закона о повышении порога ущерба при экономических преступлениях. Правительство предлагает нарастить на 25% порог ущерба по налоговым преступлениям.
По статьям 199 и 199.1 (неисполнение обязанностей налогового агента) УК РФ Правительство РФ предлагает повысить пороги с 15 млн до 18,75 млн руб. (крупный размер) и с 45 млн до 56,25 млн руб. (особо крупный).
В статье 199.3 (уклонение страхователя-физлица от уплаты взносов) УК РФ Правительство РФ предлагает поднять планку с 1,8 млн до 2,25 млн руб. (крупный размер) и с 9 млн до 11,250 млн руб. (особо крупный).
В случае уклонения страхователя-организации (ст. 199.4 УК РФ) крупный и особо крупный размеры ущерба хотят повысить с 6 млн до 7,5 млн руб. и с 30 млн до 37,5 млн руб.
Также в статье 159 УК РФ (мошенничество) значительным ущербом правительство предлагает признавать ущерб в сумме не менее 250 тыс. руб. (сейчас — не менее 10 тыс. руб.). Планку крупного размера имущества предлагается повысить с 3 млн до 4,5 млн руб., а особо крупного размера — с 12 млн до 18 млн руб.
Предусматривается также декриминализация незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с извлечением крупного и особо крупного дохода (часть первая и пункт "б" части второй статьи 171).