В минувшие выходные в официальном ТГ канале Минфин РФ появилась информация о том, что многолетние переговоры между Россией и ОАЭ относительно условий Соглашения об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) завершены парафированием. Напоминаем, что в настоящий момент действует редакция СИДН, которая не предусматривает регулирование финансовых отношений между рядовыми субъектами (физическими лицами и юридическими лицами без государственного участия).
На данный момент условия договоренностей не раскрываются.
Безусловно, самым животрепещущим вопросом является размер ставок налога у источника выплаты по таким категориям, как дивиденды, проценты за пользование заемными средствами, а также роялти.
В отношении потенциально применимых ставок гипотез есть несколько:
1) стандартный порог в 10% по каждой категории выплаты (дивиденды (д), проценты (п) и роялти (р));
2) ставки с ориентиром на соглашение с Оманом как наиболее свежий из заключенных СИДН со странами Персидского залива ( по нему д – 15% - во всех случаях, за исключением соблюдением спец. требования для ставки в 10% - при условии соблюдения квалифицированного участия – 20% в уставном капитале при сроке владения в 365 дней; п – 10%, р – 10%);
3) ориентир на СИДН с Катаром и Королевством Саудовская Аравия (КСА), предусматривающие наиболее преференциальные из всего перечня заключенных РФ СИДН пониженные ставки (д – 5%, п – 5%, р – 10% - КСА, р – 0% Катар).
Так или иначе, любое снижение стандартной ставки налога у источника, это весомый «плюс» к некоторой реанимации ОАЭ как юрисдикции для международного структурирования в первую очередь в области личных активов и организованных центров интеллектуальной собственности (IP hubs) - распространенная практика по завешиванию IP активов (товарные знаки, фирменные наименования, промышленные модели, etc). Одним из квалифицирующих признаков оптимальной холдинговой юрисдикции выступает пониженный размер налога у источника выплаты в юрисдикции регистрации дочернего юнита, а также размер корпоративного налога непосредственно в юрисдикции регистрации холдинга. В сочетании со стандартным корпоративным налогом в 9% и возможностью снижения этой ставки до 0% (при выполнении ряда условий со стороны оншорной (mainland)/компании из свободной экономической зоны (freezone) в ОАЭ), перспектива усиления ОАЭ в этой части не за горами. Более того, еще один плюс в копилку Объединенных Арабских Эмиратов уходит за возможность редомициляции компаний в некоторые свободные экономические зоны (например, DIFC, ADGM, RAK ICC), что в контексте санкционных и контрсанкционных рисков является очевидным преимуществом. В завершении перечисления сильных сторон юрисдикции в части холдинговой/IP деятельности выделим также доступность инструментов корпоративного права в ряде свободных экономических зон: опцион, корпоративный договор, разделение уставного капитала на акции различных классов.
Кроме прочего, заключение СИДН – это отличная новость и для компаний, осуществляющих взаимодействие внутри группы по основанию оказание услуг/выполнению работ, поскольку с 2024 году действует правило об обложении таких выплат налогом в соответствии пп. 9.4 п.1 ст. 309 НК РФ. Ставка НК РФ установлена в размере 15% (пп.4 п. 2 ст. 284 НК РФ), налог может не взиматься благодаря положениям СИДН, превалирующими над национальными нормами.
Вместе с тем стоит упомянуть также о следующих потенциальных (!) последствиях подписания СИДН:
• Возможное исключение ОАЭ из Списка офшоров Минфина РФ (Приказ Минфин России от 28 марта 2024 г. №35-н), как следствие, исключение из облагаемой НДФЛ базы нераспределенной прибыли КИК, имеющей статус активной холдинговых или активной субхолдинговой компании;
• Возможное введение налога у источника выплаты в ОАЭ. В текущий момент Эмираты не удерживают налог при выплате пассивных платежей в адрес как физических, так и юридических лиц – получателей;
• Налаживание обмена информацией между РФ и ОАЭ. В нашем представлении заключение СИДН может являться новой вехой в партнерстве между странами. По итогу 2024 мы видим тенденцию к активной передаче информации по остаткам на личных счетах налоговых резидентов РФ со стороны ОАЭ. Ранее представителями некоторых банков ОАЭ заявлялось, что наличие Emirates ID (аналог ВНЖ) и открытие на ID арабского счета исключает возможность передачи информации в рамках обмена.