К статьям
Размещенный ФАС России для общественных обсуждений проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2, 18, 21 Федерального закона «О рекламе» разработан службой в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины»

Рабочая группа «Реклама» при Правительственной комиссии по проведению административной реформы пришла к выводу о целесообразности перенесения некоторых положений, ранее изложенных в разъяснениях ФАС России в форме писем, непосредственно в текст Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе»). Одним из таких случаев как раз является рассматриваемый Законопроект. Им, в частности, предлагается закрепить положения о том, что Закон о рекламе не распространяется на:

1) информацию о товаре, его продавце или производителе, размещенную на сайте владельца агрегатора информации об однородных товарах (www.avito.ru, www.youla.ru и др.) или на сайте такого товара, его производителя или продавца в случае, если такая информация в качестве основной цели не преследует продвижение товара на рынке и не является социальной рекламой;

2) сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет», выдаваемые оператором поисковой системы для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах, принадлежащих иным лицам, не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

 Тем самым ФАС России вместо применения в подобных ситуациях расширенного толкования п. 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе получит возможность ссылаться на специальные нормы закона.

 Информация, размещенная:

  • на официальных сайтах производителей и продавцов товаров;

  • в качестве объявлений на сайтах-агрегаторах различной информации;

  • отображаемая по результатам поисковой выдачи, как правило размещается в справочно-информационных целях.

 Таким образом, информация, размещенная на официальных сайтах производителей и продавцов товаров, позволяет заинтересованным лицам получить наиболее полное представление о деятельности таких компаний, их товарах и оказываемых услугах, иных представляющих для таких лиц интерес параметрах, влияющих на принятие ими окончательного решения. В связи с этим, по общему правилу, такая информация, в отличие от рекламы, не направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.


В результате обработки запроса пользователя сайт-агрегатор предоставляет ему однородный перечень товаров или услуг, наиболее соответствующий такому запросу. Обычно в данном случае не приходится говорить о привлечении внимания к какому-либо конкретному товару или услуге, т.к. информация о них предоставляется пользователю равнозначным способом. То же самое применимо и в отношении поисковой выдачи перечня гиперссылок на различные интернет-ресурсы, поскольку таким образом пользователю предоставляется однородная информация, не позволяющая выделить какой-то ресурс или сформировать к нему интерес.

 Законопроектом предусматривается необходимость получения обязательного предварительного согласия абонента на получение рекламы, распространяемой посредством мессенджеров и push-уведомлений (обычно характерно для мобильных приложений интернет-магазинов).

Push-уведомления могут быть признаны рекламой в случае направления посредством них информации, содержащей сведения о товарах, услугах, мероприятиях конкретного лица или о самом лице, но лишь если такая информация носит обобщенный характер, способна формировать интерес к данному объекту рекламирования не только непосредственно у лица, которому она поступила, но и у иного лица. Стоит учитывать, что такие сведения не носят персонализированного характера, несмотря на личное обращение (упоминание имени и отчества получателя) и представляют интерес для неопределенного круга лиц[2].

 Большинство положений рассматриваемого Законопроекта касаются рекламы в сети «Интернет», которая показывает из года в год значительный прирост, что также увеличивает поступление соответствующих жалоб в ФАС России.

Последнее положение Законопроекта направлено на устранение имеющегося законодательного пробела в отношении размещения рекламы алкогольной продукции.

 Так, по общему правилу установлен запрет на ее размещение в телепрограммах и радиопрограммах. Однако ч. 8 ст. 21 Закона о рекламе предусмотрено исключение в отношении рекламы вина, крепленого вина и игристого вина, произведенных в Российской Федерации из выращенного на ее территории винограда (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени.

Согласно ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе в каждом случае реклама алкогольной продукции должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, которому должно быть отведено не менее 10% рекламной площади. В связи с тем, что в теле- и радиопрограммах не представляется возможным рассчитать данную площадь, Законопроектом для радиопрограмм предусматривается отведение такому предупреждению не менее 3 секунд, а для телепрограмм – не менее 5 секунд и не менее 10% площади кадра.

Вступление Законопроекта в силу предусматривается по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Согласно пояснительной записке данный срок обусловлен необходимостью приведения распространяемой рекламы алкогольной продукции в соответствие с новыми нормами ст. 21 Закона о рекламе.



[1] См.: https://regulation.gov.ru/projects#npa=136402

[2] См.: Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 16.02.2022 г. по делу № 2а-1973/2021