К статьям
РСПП готовит поправки против передачи государству активов добросовестных предпринимателей.

Поможет ли предлагаемый механизм уменьшить число исков от прокуратуры по старым сделкам

Заявления Шохина скорее направлены на смещение негативного восприятия информационного фона, связанного с громкими исками генпрокуратуры, в сторону удовлетворения запроса предпринимательского сообщества на предсказуемость в новых правилах игры и судебных процессах, в которых могут оказаться всё больше компаний с историей приватизации. До этого момента ньюсмейкером в этом процессе была только прокуратура.

При этом в заявлении говорится лишь о наработках РСПП, которые лягут в основу законопроекта, что совершенно не гарантирует его созревание и принятие до уровня закона.

До настоящего момента государство не проиграло ни в одном подобном споре, но иногда прокуратура отказывалась от предъявленных требований. Правовая позиция органов прокуратуры полностью поддерживается судами, сам судебный процесс проходит с аномальной скоростью судопроизводства.

При этом уже сейчас видно, что прокуратура не ограничивается исками только к компаниям относимым к стратегические отраслям государства, что расширяет страхи предпринимательского сообщества и негативно влияет на бизнес-климат.

С этой позиции предложения РСПП можно только приветствовать, так как рабочих способов защиты у предпринимателей против таких исков пока не просматривается, а заявляемые преодолеваются судами.

Поправками РСПП предлагается ввести следующие индикаторы для прохождения подобных дел: добросовестность, срок давности, антикоррупционность, а также оценка и компенсация, возможно, и отложенная до повторной приватизации.

Определение института компенсации, является самым значимым предложением и позволит провести экспертизу стоимости акций или долей, подтвердить увеличение текущей цены актива, уровня инвестиций в сравнение с моментом приватизации.

При этом уже сейчас формируется практика в судах, когда заявления о сроках давности преодолеваются ссылкой на привязку к моменту проведения прокурорской проверки и выявления факта нарушения, о котором ранее государству не было известно. А так как выбытие актива из собственности государства произошло без его воли, то преодолевается критерий добросовестности.

Также неоднозначно можно относиться к институту компенсации, так как вряд ли суды будут принимать заключения частных оценщиков и утверждать их без рецензирования прокуратурой.

С этой позиции, возможные поправки отстают от реально складывающейся практики судов. На этот случай Шохин рекомендует обращения в ВС РФ для формирования разъяснительной позиции для нижестоящих судов и пересмотра дел.